Как работать с кассовым аппаратом (общая инструкция)

Пользователи с уровнем доступа "Продавец" или "Офтальмолог-продавец" при соответствующем подключении кассового аппарата могут осуществлять основные кассовые операции (открытие смены, печать чеков продажи и возврата, снятие кассовых отчетов) непосредственно из системы Итигрис Оптима.

Для печати кассовых чеков из программы на Вашем компьютере установлено приложение Optima Native ("зеленый кружок" на рабочем столе). Оно автоматически запускается при каждом включении компьютера. Не закрывайте открытое окно приложения Optima Native на протяжении всего времени работы с системой Итигрис Оптима. В противном случае печать чеков будет невозможна.

Выполнение основных кассовых операций в системе Итигрис Оптима:

1. Открытие кассовой смены

Снятие отчета "Открытие смены" актуально только для онлайн-касс. Для касс старого образца данная операция не производится. При работе с онлайн-кассами отчет "Открытие смены" будет автоматически распечатан вместе с первым чеком продажи за смену. Однако вы можете снять "Отчет об открытии смены и самостоятельно в самом начале смены. Для этого необходимо перейти в пункт меню "Касса" - "Отчеты на ККМ" и нажать кнопку "Отчет об открытии смены":

Если вы используете два кассовых аппарата, чтобы снять отчет об открытии смены на втором кассовом аппарате, выберите другой кассовый аппарат в выпадающем списке "Фискальной регистратор" в верхней части экрана программы и снова нажмите кнопку "Отчет об открытии смены"

2. Печать чека продажи

После внесения платежа за заказ система будет предлагать распечатать кассовый чек на соответствующий платеж. Перед печатью чека рекомендуем проверить способ оплаты (наличные, по банковской карте) в соответствующем поле. Для отправки на печать чека необходимо нажать на кнопку "Печатать чек".

После нажатия данной кнопки появится информационное сообщение об успешности проведения операции, а на кассовом аппарате будет распечатан чек продажи.

В случае, если Вы оформили заказ, но по каким-то причинам не напечатали чек продажи сразу, его можно будет распечатать позже. Для этого Вам необходимо зайти в заказ и нажать на сумму оплаты, подсвеченную синим цветом.

В открывшемся окне необходимо проставить галочки около тех платежей, по которым необходимо распечатать чек, и нажать кнопку "Печатать чек"

После этого появится информационное окно. В нем нажмите кнопку "ДА"

После этого появится информационное сообщение об успешности проведения операции и будет распечатан кассовый чек.

3. Печать чека отмены заказа/возврата.

При оформлении отмены заказа или возврата на завершающем этапе после предложения программы распечатать чек, нажмите "ДА":

В случае, если Вы сразу не напечатали чек отмены заказа и есть необходимость его напечатать, зайдите в отмененный заказ и нажмите на кнопку "Печатать чек" :

В случае, если Вы оформили возврат, но сразу не напечатали чек возврата, то его можно напечатать из Журнала возвратов:

В журнале возвратов найдите нужный и откройте его:

В информации о заказе нажмите кнопку "Печать чека"

После этого появится информационное сообщение об успешности проведения операции и будет распечатан чек возврата.

4. Отмена ошибочно напечатанного чека

Если Вы ошибочно напечатали лишний чек продажи или возврата, то это можно исправить. Для этого необходимо воспользоваться операцией "Отмена лишних чеков" в пункте меню "Касса". Данная операция позволяет распечатать на кассовом аппарате чек "противоположный" ошибочному и тем самым выровнять показания Х-отчета кассы. Например, если вы ошибочно напечатали чек продажи на 100 руб., то данная операция позволит вам распечатать на кассе чек возврата на 100 руб. И наоборот, если вы ошибочно напечатали чек возврата на 100 руб., то данная операция позволит распечатать чек продажи на 100 руб.. Таким образом, общий итог ошибочного и корректирующего чека будет равен нулю.  При этом в Х-отчете будут учтены 2 операции - продажи и возврата - на 100 руб. Операция отмены лишних чеков никак не влияет на данные в программе, она позволяет только напечатать "корректирующий" чек на кассовом аппарате и скорректировать показания Х-отчета.

В открывшемся окне введите номер заказа, по которому был напечатан лишний чек.

Если был ошибочно  напечатан чек продажи необходимо использовать вкладку "На продажу", если чек возврата, то вкладку "На возврат" 

В появившемся окне необходимо выделить нужные платежи нажать на кнопку "Печатать возврат" (в случае ошибочно напечатанного чека возврата нажать кнопку "Печатать продажу")

После нажатия соответствующей кнопки появится информационное сообщение об успешности проведения операции на кассовом аппарате будет распечатан кассовый чек

5. Снятие X-отчета (без гашения)

В течение смены, а также перед ее закрытием для проверки Вы можете снимать X-отчет кассы. Для этого перейдите в пункт меню "Касса" - "Отчеты на ККМ"

Далее нажмите на кнопку  "Х-отчет (без гашения)"

После этого появится информационное сообщение об успешности проведения операции а на кассовом аппарате будет распечатан X-отчет

Если вы используете два кассовых аппарата, чтобы снять Х-отчет на втором кассовом аппарате, выберите другой кассовый аппарат в выпадающем списке "Фискальной регистратор" в верхней части экрана программы и снова нажмите кнопку "Х-отчет (без гашения)"

6. Закрытие кассовой смены

В конце дня необходимо закрыть кассовую смену распечатав Отчет о закрытии смены (бывший Z-Отчет с гашением). Для этого перейдите в пункт меню "Касса" - "Отчеты на ККМ" и нажмите кнопку "Отчет о закрытии смены":

Если вы используете два кассовых аппарата, чтобы снять Отчет о закрытии смены на втором кассовом аппарате, выберите другой кассовый аппарат в выпадающем списке "Фискальной регистратор" в верхней части экрана программы и снова нажмите кнопку "Отчет о закрытии смены"

7. Проверка отправки чеков в ОФД и в Налоговыю инспекцию

Для проверки состояния обмена данными с Оператором фискальных данных, а следовательно и с Налоговой инспекцией используйте "Отчет о состоянии расчетов"(меню "Касса" - "отчеты на ККМ"). Данный отчет можно снимать в любой момент времени, по мере необходимости. Рекомендуем вам снимать и проверять данный отчет хотя бы раз в неделю на каждой кассе  

В данном отчете обращайте внимание на строки "Кол-во непереданных ФД" и "Дата первого непереданного ФД"

Кол-во непереданных ФД (фискальных документов) не должно накапливаться со временем. Они должны постепенно отправляться в ОФД, а соответственно и в Налоговую инспекцию.

Но наиболее важным является значение в строке "Дата первого непереданного ФД".  Эта дата не должна превышать 30-ти дней по сравнению с текущей датой. Другими словами каждый чек в течение 30 дней должен быть передан в ОФД.  Если вы видите, что эта дата со временем не меняется, значит у вас по каким-то причинам нарушена связь с ОФД и Налоговой инспекцией. Рекомендуем своевременно обратиться с службу технической поддержки компании Итириси или в любой ЦТО вашего города для решения данной проблемы